Персональный сайт зам.зав. по ВМР 

МБДОУ №29 г. Ангарск

Сигида Натальи Викторовны

Меню сайта
Категории раздела
статьи [2]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 16
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » статьи

Игры-экспериментирования как средство развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

Игры-экспериментирования как средство развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.

 

Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать.

Песталоцци

Ведущим видом деятельности  в дошкольном возрасте  является – игра, по мнению советских психологов Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.А. Люблинской, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина.

Игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе.

Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: Гальперин П. Я., В. Л.Данилова, Запорожец А. В., Эльконин Д. Б.. Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М. И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.). Каждый из этих подходов, выделяя какую-то сторону игры, в конечном счете, оказывается недостаточным для объяснения сущности, специфики детской игры в целом.

Вся жизнь ребенка – дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Отечественный философ, психолог и педагог В.В. Зеньковский, пытался разгадать феномен детства, утверждал, что «…для того и дано нам детство, чтобы мы играли. Функции детства, согласно этой формуле, заключается в том, чтобы дать развиваться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но в то, же время, не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства».

Игра также влияет на развитие самостоятельности детей, творческих способностей, личностных качеств. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным миром, обязательно при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно человеческая детская игра.

В дошкольном возрасте выделяются три класса игр. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка:  

  1. игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры;
  2. игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;
  3. игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.

Один из классов игр являются игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры.

К ним относится: игра – экспериментирование и сюжетные самодеятельные игры – сюжетно-образовательная, сюжетно-ролевая, режиссерская и театрализованная. Этот класс игр представляется наиболее продуктивным для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребенка, которые проявляются в постановке себе и другим играющим новых игровых задач; для возникновения новых мотивов и видов деятельности. Именно игры, возникающие по инициативе самих детей, наиболее ярко представляют игру как форму практического размышления на материале знаний об окружающей действительности значимых переживаний и впечатлений, связанных с жизненным опытом ребенка. Именно самодеятельная игра является ведущей деятельностью в дошкольном детстве. Содержание самодеятельных игр «питается» опытом других видов деятельности ребенка и содержательным общением с взрослыми.

Игры-экспериментирования — это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка — это манипуляция с определенным предметом на основе заданного сюжета, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.

Научно-педагогические основы организации детского экспериментирования как особой формы самостоятельной поисковой деятельности намечены в трудах выдающихся отечественных учёных двадцатого столетия – С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера. В этом направлении долгие годы работала лаборатория умственного воспитания НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, которую возглавлял Н.Н. Поддьяков.

По мнению академика Н.Н. Поддъякова, «…в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».

Изучая труды Л.С. Выготского и Н.П. Поддъякова, стало ясно, что между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий.

Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно - исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.

Исследовательский метод не труден: он просто не привычен и не разработан досконально применительно к условиям дошкольного учреждения, а среди педагогов бытует мнение, что самостоятельное исследование не доступно детям дошкольного возраста. Но как доказывают исследования ученых, исследование для детей является не только естественной деятельностью, но и средством личностного развития.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Ведь в дошкольном возрасте мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным, а не словесным, поэтому для детей, гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ педагога об этой реальности. Поисковая деятельность ребенка-дошкольника принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется и проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер. Знания об исследовательской деятельности должны быть адаптированы для детского понимания, методы, используемые в образовательном процессе, связаны с активной деятельностью, игрой. Исследовательскую деятельность детей дошкольного возраста можно отнести к их врожденной потребности, которая с первых дней жизни помогает активно и самостоятельно осваивать и познавать окружающий мир. Интерес к исследованию сохраняется и развивается у ребенка на протяжении всего дошкольного возраста.

Именно исследовательский метод способствует актуализации знаний детей, накоплению опыта поисковой деятельности, ведь через практические действия, проведения опытов ребенок может подтвердить свои предположения, внести свой вклад в решение проблемы, увидеть новые возможности в уже знакомом и найти новый вариант применения имеющихся знаний в самостоятельной деятельности.

 

Категория: статьи | Добавил: nataschasigida (05.01.2016)
Просмотров: 47 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017
    uCoz